Исходным моментом во всех построениях является то, что функциональная модель мозга как инструмента, по выражению В. М. Глушкова (1963), «динамического информационного моделирования» должна учитывать основные принципы переработки информации в центральной нервной системе. Мы пытались представить их в систематическом виде (К. А. Иванов-Муромский, 1965; К. А. Иванов-Муромский и др., 1966, а). Имеет смысл особо акцентировать внимание на принципе «наименьшего взаимодействия» И. М. Гельфанда, В. С. Гурфинкеля и М. Л. Цетлина (1962), каковой Д. Н. Меницким (1966) был переформулирован в гипотезу об «оптимальном взаимодействии нервных центров». В сущности об этом еще раньше говорил П. К. Анохин, видя в принципе «сужения афферентации системы» смысл саморегуляции в живом организме. Этот принцип, наряду с другими, должен быть одним из руководящих при построении моделей мозга. Не можете бросить пить? Обратитесь в центр кодирования от алкоголизма. Профессиональные специалисты помогут осознать проблему и избавиться навсегда от этого страшного недуга.
Создание модели функциональных подсистем мозга является чрезвычайно важным для построения гипотез о механизме сна и наркоза--системного торможения структур мозга. Не останавливаясь на истории вопроса, изложенной в многочисленных монографиях и статьях, современных обзорах взглядов на сон и наркоз (С. Я. Арбузов, М. И. Никифоров, 1967; Ф. В. Бассин, 1968; К. А. Иванов-Муромский, 1966, б; В. И. Чумак, 1968; A. Routtenberg, 1966; R. Floru, М. Steriade, 1967; A. Lanchetti, 1966), дадим краткий обзор в основном последних публикаций.
Более полувека тому назад И. П. Павлов создал свое учение о сне как о разлитом торможении высших отделов мозга. Как известно, в школе И. П. Павлова была высказана рабочая гипотеза об «активном» (возникающем в результате активного внутреннего торможения клетки) и «пассивном» (вследствие устранения афферентной импульсации) этого явились две точки зрения на происхождение сна.