Одним из традиционных и наиболее полезных инструментов оценки, находящихся в распоряжении клинициста, является непосредственное наблюдение за особенностями поведения пациента (Cone, 1999). Главная задача непосредственного наблюдения состоит в получении знания о психологическом функционировании человека посредством объективного описания его внешности и поведения в различных контекстах. Клиническое наблюдение представляет собой объективное описание внешности и поведения человека, сделанное клиницистом: его личной гигиены, эмоциональных реакций, депрессивных состояний, тревожности, агрессии, галлюцинаций или бреда. В идеальном случае клиническое наблюдение производится в естественном окружении (например, в школе или дома), но, как правило, оно осуществляется в клинике или госпитале (Leichtman, 1995). Например, краткое описание поведения субъекта обычно делается при его обращении в больницу, а затем периодически производятся уже более подробные наблюдения за ним в палате. Проблемы с сердцем? Кардиолог в пушкино подберет правильную терапию, а при необходимости оставит вас проходить лечение в стационаре.
Помимо собственных наблюдений, многие клиницисты пользуются помощью пациентов, которым они дают указания по ведению самонаблюдения. Оно заключается в наблюдении пациента за собой и составлении объективного отчета о поведении, мыслях и чувствах, которые он испытывает в те или иные моменты в обычной обстановке. Подобный метод может оказаться существенным подспорьем при выявлении тех типов ситуаций (возможно, оставшихся нераспознанными), в которых возникает неадаптивное поведение. Кроме того, многочисленные исследования говорят о том, что самонаблюдение само по себе оказывает благоприятное терапевтическое воздействие на пациента. В качестве альтернативы его могут попросить заполнить бланк более или менее формального самоотчета, касающегося проблемных реакций, наблюдаемых у него в различных ситуациях. В специальной литературе описано множество подобных инструментов, и клиницисты могут приобрести их. С точки зрения такого подхода люди — превосходный источник информации о самих себе. При условии, что будут заданы правильные вопросы и что люди пожелают сообщить информацию о себе, результаты могут оказаться решающими для организации процесса лечения, например дать существенную информацию для планирования схемы бихевиоральной или когнитивно-бихевиоральной терапии.