Проект «Быть здоровым - модно!»

Обсуждение этого проекта | Все проекты

Всего голосов за проект:

1968
Номинация проекта:
Лучший региональный проект
Контактное лицо:
Давлетова Наиля Ханифовна
Организатор проекта:

ГОУ ВПО «Казанский государственный медицинский университет Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», Управление Роспотребнадзора по Пензенской области (Организация)

Место реализации проекта:

Пензенская область, Республика Татарстан, г. Пенза, г. Казань

Время проведения:

01.09.2006 — 25.05.2010

Коллектив проекта:

Созинов Алексей Станиславович
Амиров Наиль Хабибуллович
Иванов Анатолий Васильевич
Васильев Валерий Валентинович
Дмитриев Александр Павлович
Моисеев Василий Борисович
Давлетова Наиля Ханифовна
Тафеева Елена Анатольевна

Цели и задачи проекта:

Цель:
- формирование мотивации здоровьесберегающего поведения учащихся общеобразовательных учреждений.

Задачи:
- понимание сущности здоровья и здорового образа жизни;
- ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
- навыки управления своим здоровьем;
-.культура питания;
- умение противостоять вредным привычкам;
- потребность в занятиях физической культурой и спортом.

Краткое описание проекта:

Проект «Быть здоровым - модно!» направлен на формирование культуры здорового образа жизни в молодежной среде. Он был разработан в 2006 году и представлен на рассмотрение Законодательного собрания Пензенской области. В 2007 году после согласования с представителями законодательной власти и Правительством Пензенской области было получено частичное финансирование проекта, тогда же началась его реализация. Проект носит образовательный характер и рассчитан на реализацию в общеобразовательных учреждениях.
Учебный курс «Быть здоровым - модно!» обеспечен учебно-методическим комплектом, состоящим из учебного пособия, рабочей тетради ученика и книги и методического пособия для учителя.
В рамках проекта реализована преемственность формирования мотивации здоровьесберегающего поведения учащихся по возрастным группам (младшие, средние, старшие подростки), а также индивидуальный подход к каждой возрастной группе с учетом их физиологических и психологических характеристик. Значительная роль уделена подходу «равный обучает равного» с активным участием самих учащихся в процессе формирования мотивации здоровьесберегающего поведения.

Актуальность проекта:

Согласно официальной статистике, в настоящее время в нашей стране приверженность граждан здоровому образу жизни чрезвычайно низка. Распространение вредных привычек среди подрастающего поколения и ухудшение состояния здоровья россиян, связанного с несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, требуют поиска эффективных мер формирования мотивации здоровьесберегающего поведения. Невозможно подвергнуть сомнению утверждение о том, что здоровье подрастающего поколения определяет уровень развития общества. Оценивая здоровье детей сегодня, мы получаем прогноз благосостояния страны на будущее.
Нездоровый образ жизни россиян является одной из пяти «ловушек» для экономики России, которая может сыграть роль в проекте концепции социально-экономического развития страны до 2020 года. В настоящее время в нашей стране отсутствует мода на здоровье. Понимание ценности здоровья, принятие здорового образа жизни, непримиримое отношение к вредным привычкам не возникают сами по себе, их нужно прививать с детства. Наиболее эффективно разъяснительную работу вести с малых лет и серьезно к этому вопросу подойти в школе, поскольку именно в школьные годы молодежь на всю жизнь вырабатывает отношение ко многим жизненным ценностям и формируется стиль жизни индивида.
Актуальность проекта заключается как раз в том, что он направлен на формирование культуры здорового образа жизни в школьной среде.
Для анализа ситуации, предшествующей реализации проекта, в феврале - апреле 2007 года мы провели исследование по изучению распространенности поведенческих факторов риска среди учащихся школ. С этой целью по специально разработанной анкете мы провели анонимный опрос учащихся 5-11-х классов 14-ти средних школ Пензы и Бековского района. Всего было прошено 1 тыс.17 детей. Распространенность регулярного курения среди пятиклассников составила 11,1%, в Бековском районе - 8,9%, среди учащихся 11-х классов соответственно 45,2% и 40,1%. Опрос также позволил выявить недостаточную работу учреждений образования по пропаганде здорового образа жизни. Так, 12,5% 5-классников и 19,5% 11-классников ответили, что они в школе не получили достаточную информацию о вреде курения, потребления алкоголя, пива, энергетических напитков. В Бековском районе подобным образом ответили 12,9% учащихся 5-х классов и 18,9 учащихся 11-х классов. Каждый четвертый учащийся как среди 5-х, так и 11-х классов (в Пензе и Бековском районе) не считают вредным курение сигарет для своего здоровья. Известно, что курение для подростков является проявлением социальной активности, способом достижения контактов со своими сверстниками. И неслучайно, из числа некурящих пятиклассников примерно 8% как в городе, так и в районе, будут курить, если один из лучших друзей предложит им сигареты. Среди некурящих учащихся 11-х классов таких в городе оказалось 26,8%, в районе - 24,7%.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
1. Назрела необходимость усовершенствования системы гигиенического обучения и воспитания в общеобразовательных школах, вплоть до возможности включения в образовательный процесс отдельного курса, ориентированного на формирование мотивации здоровьесберегающего поведения.
2. Целенаправленную профилактику поведенческих факторов риска ( табакокурение, потребление энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомания, наркомания и др.) необходимо начинать в возрасте 11-12 лет и продолжать вплоть до завершения учебы в школе с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Механизм реализации проекта:

Реализация проекта осуществляется комплексно по нескольким направлениям в общеобразовательных учреждениях.

Первое направление предусматривает включение учебного курса «Быть здоровым модно!» в перечень факультативных и элективных курсов, реализация которых возможна за счет компонента образовательного учреждения или регионального компонента.

Второе направление связано с использованием разработанного инициаторами проекта учебно-методического комплекта в осуществлении внешкольной работы с учащимися.

Третье направление включает в себя систематическое проведение общешкольных мероприятий по формированию мировоззрения, определяющего здоровый образ жизни:
- проведение среди учащихся ежегодных конкурсов, рассчитанных на формирование мотивации эдоровьесберегающего поведения. Конкурсы проводятся одновременно по нескольким номинациям в разных возрастных группах, победители награждаются дипломами, подарками и сувенирами;
- систематическое проведение спортивных соревнований и награждение победителей дипломами, сувенирами и подарками;
- систематическое проведение культурно-массовых и зрелищных мероприятий с обязательным охватом учащихся в качестве исполнителей и зрителей;
- оформление «уголков здоровья» в виде стендов и собственного сайта в Интернете для освещения актуальных вопросов формирования культуры здорового образа жизни учащихся общеобразовательного учреждения.

Четвертое направление связано с ролью семьи в формировании у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, что предполагает активную работу школы с родителями по данному вопросу. Домашние задания для младших школьников в рабочей тетради УМК составлены таким образом, что для их выполнения требуется участие родителей, старших членов семьи.

Пятое направление предусматривает тесное сотрудничество участников проекта с местными средствами массовой информации по освещению результатов внедрения проекта на разных уровнях (города, района, региона).

В реализации проекта принимают участие следующие структуры: Министерство образования и науки региона, муниципальные органы управления образованием, основные и средние общеобразовательные учреждения. Так, Министерством образования и науки Пензенской области подготовлено и направлено письмо (№847/01-18 от 17.07.08) в адрес руководителей муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений о возможности включения проекта «Быть здоровым - модно!» в перечень факультативных и элективных курсов.
Министерство образования и науки Пензенской области обеспечило все средние основные общеобразовательные учреждения области УМК «Быть здоровым - модно!» в количестве от одного до пяти экземпляров на одну школу.
С 1 сентября 2008 года в школах Пензенской области проект был внедрен по всем пяти направлениям и его реализация продолжается.
Опыт внедрения проекта показал, что для успешного его осуществления необходимо тесное сотрудничество руководителей муниципальных органов управления образованием и директоров школ, а также учителей, ведущих курс «Быть здоровым - модно!» с инициаторами проекта. Учитывая высокую эффективность реализации проекта и положительные отзывы школьников было решено внедрить данные проект среди студентов младших курсов.
Подготовлена база для реализации проектов в образовательных учреждениях городов Казань, Набережные Челны. С 1 сентября все первокурсники Казанского государственного медицинского университета и Казанского государственного энергетического университета будут обеспечены рабочими тетрадями и электронными пособиями «Быть здоровым - модно!»
В течение 2005 - 2010 годов в Казанском государственном медицинском университете состоялись конкурсы студенческих лекций по пропаганде здорового образа жизни, где ежегодно участвуют более 45-50 студентов, лучшие из которых направляются на республиканский межвузовский конкурс «Лучший ректор». По результатам конкурса лучшие лекции читаются школьникам Казани.

Эффективность проекта:

Количественные и качественные показатели. Чтобы их определить, необходимо провести анонимный опрос учащихся школ, где реализуется данный проект, и сравнить полученные результаты с аналогичными показателями периода, предшествующего реализации проекта.

Фактические результаты реализации проекта в общеобразовательных учреждениях на примере учащихся 5-11-х классов Бековского района Пензенской области:

информированы о факторах, формирующих здоровье: 2007 год - 78,3%, 2010 - 94,1%;
информированы о вреде табакокурения, энергетических напитков, пива, алкоголя, токсикомании, наркомании: 2007 год - 84,5%, 2010 - 96,4%;
участвуют в конкурсах по здоровому образу жизни: 2007 год - 0%, 2010 - 42,7%;
занимаются утренней гимнастикой: 2007 год - 26,7%, 2010 - 33,2%;
занимаются различными видами спорта и физкультурой в спортивных секциях и кружках: 2007 - 18,5%, 2010 - 21,1%;
закаливаются: 2007 год - 11,4%, 2010 - 15,0%.
регулярно участвуют в спортивных соревнованиях: 2007 год - 10,1%, 2010 - 13,9%;
исключили из рациона питания газированные напитки, жареную пищу: 2007 год - 1,2%, 2010 - 6,6%;
регулярно курят: 2007 год - 32,9%, 2010 - 28,7%;
потребляют пиво и энергетические напитки более раза в месяц: 2007 год - 16,8%, 2010 - 14,5%;
потребляют алкоголь более раза в месяц: 2007 год – 5,3%, 2010 год – 4,6%.

Стоимость реализации проекта:

386 тыс. рублей.
Средства были направлены на издание учебно-методического комплекта по учебному курсу «Быть здоровым - модно!», в том числе:
учебное пособие и рабочая тетрадь для учащегося - по 1 тыс. экземпляров;
книга и методическое пособие для учителя - по 500 экземпляров.

Источники финансирования:
320 тыс. рублей - областной бюджет Правительства Пензенской области.
66 тыс. рублей - спонсорская помощь Управления Роспотребнадзора по Пензенской области.

Отзывы о проекте
Файл 1 (2978.45 Кб)
Файл 2 (1576.04 Кб)
Файл 3 (2978.45 Кб)
Файл 4 (291.50 Кб)
Файл 5 (1443.87 Кб)
Дополнительные материалы
«Быть здоровым модно! Рабочая тетрадь / Амиров Н.Х., Иванов А.В., Васильев В.В., Давлетова Н.Х. - Пенза: Изд-во ОАО «Областной издательский центр», 2007 г., 84с, Тираж 1000 экз. (10733.64 Кб)
Быть здоровым – модно! Основы формирования здоровьесберегающего поведения школьников. Книга для учителя / Амиров Н.Х., Иванов А.В., Васильев В.В., Давлетова Н.Х., Тафеева Е.А. - Пенза: Информационно-издательский центр ПензГУ, 2008. – 52с. тираж 500 (5288.53 Кб)
Быть здоровым – модно!: Учебное пособие для учащихся общеобразовательных школ / Амиров Н.Х., Иванов А.В., Васильев В.В., Давлетова Н.Х. - Пенза: Изд-во ОАО «Областной издательский центр», 2007 г., 160с, Тираж 1000 экз. (11519.39 Кб)

Комментарии экспертов

Тамара Олеринская, Руководитель департамента газетных проектов АИФ 30.08.2010

Нужный и очень своевременный проект. Считаю, что нужно распространить этот опыт, тем более, что учебно-методические материалы с учетом возрасного адреса уже разработаны. Если мы хотим видеть здоровыми и успешными наших внуков, то разговаривать и учить нужно сегодня наших детей.