- Номинация проекта:
- Лучший медиа-проект
- Контактное лицо:
- Агафонова Елена Юрьевна
- Организатор проекта:
Государственное учреждение здравоохранения «Архангельский областной центр медицинской профилактики» (ГУЗ «АОЦМП») (Организация)
- Место реализации проекта:
Архангельская область, г. Архангельск
- Время проведения:
01.03.2005 — 30.03.2010
- Коллектив проекта:
Агафонова Елена - главный редактор журнала «Ваша формула здоровья», главный врач ГУЗ «Архангельский областной центр медицинской профилактики» (ГУЗ «АОЦМП»)
Попова Ольга - выпускающий редактор, заведующая редакционно-издательским отделом ГУЗ «АОЦМП»
Винтилова Татьяна - дизайнер, специалист редакционно-издательского отдела ГУЗ «АОЦМП»
Сотрудники ГУЗ «АОЦМП»
- Цели и задачи проекта:
Цели:
- создание профессионального издания как источника достоверной информации о здоровье для жителей Архангельской области;
- приобщение читателей к ведению здорового образа жизни;
- профессиональное и регулярное освещение вопросов медицинской направленности и популяризация идей ЗОЖ.
Задачи:
- формирование новой информационной политики в отношении медицины и здоровья в регионе, в том числе на уровне администрации области;
- вовлечение медицинской общественности в профилактическую работу с населением через специализированное СМИ;
- повышение престижа профессии врача и уровня доверия к государственной медицине у населения области;
- воспитание ответственности за свою жизнь и здоровье как у населения края, так и у самих медицинских работников;
- взаимодействие с организациями и частными лицами, заинтересованными в популяризации информации на тему профилактики и ЗОЖ;
- обеспечение должного качества информации, публикуемой в журнале, создание редакционного совета из представителей различных медицинских структур;
- научный подход в выборе материала и доступность изложения для широкой аудитории.
- Краткое описание проекта:
Архангельский областной журнал «Ваша формула здоровья». Слоган - «Первый областной журнал о нашей медицине и вашем здоровье». Единственный специализированный журнал, освещающий темы здоровья и здорового образа жизни в регионе.
Территория распространения издания - Архангельск и Архангельская область.
Учредителем журнала выступило государственное учреждение здравоохранения, сфера деятельности которого - профилактическая работа с населением.
Пост главного редактора занимает Агафонова Елена Юрьевна - главный внештатный специалист по профилактике Министерства здравоохранения и социального развития Архангельской области.
Особенность проекта состоится в творческом союзе врачей и журналистов для продвижения идей здорового образа жизни среди населения области.
Главная цель издания - аргументировано доказать преимущество здорового стиля жизни, убедить читателя в важности укрепления здоровья и «обратить» его в своего союзника.
С момента основания журнала в нем действует более 20 рубрик: «Азбука болезни», «Учитесь защищаться», «Men’s Health», «Личная жизнь», «Психология для всех», «Это интересно!», «Я - мама», «Детский мир», «Мания питания», «О главном», «Newsакцент», «Скажите, доктор!» и др.
Для достижения высокого уровня публикаций, достоверности изложения информации на медицинские темы в работе над каждым номером в качестве консультантов участвуют профессора Северного государственного медицинского университета, доктора и кандидаты медицинских наук, врачи - победители областных и всероссийских конкурсов «Лучший врач года», авторитетные специалисты в сфере здравоохранения.
К работе над подготовкой каждого номера привлекаются от 15 до 25 врачей. Таким образом, за пять лет существования журнала более 500 медицинских работников приняли участие в проекте.
Издание является популярным средством массовой информации в Архангельской области.
Проект положил начало развитию медицинской журналистики в регионе, способствовал рождению проектов-сателлитов. Так, в 2008 году при участии редакции журнала на архангельском городском телевидении выходила в эфир программа «Формула здоровья». С апреля 2007 года и по настоящее время действует клуб журналистов «Формула здоровья», который обеспечивает журналистов информационными поводами для поддержания медицинских рубрик в городских и областных СМИ.
За годы существования проекта сложился коллектив увлеченных общим делом людей, появилось большое число партнеров среди учреждений здравоохранения, которые регулярно участвовали в работе над выпусками.
На настоящий момент проект не исчерпан, есть возможность для роста и развития.
- Актуальность проекта:
На начало реализации проекта в Архангельской области не существовало ни одного средства массовой информации, задачей которого было бы систематическое освещение вопросов здоровья и ведения здорового образа жизни. Спустя пять лет существования журнала «Ваша формула здоровья» аналогов ему в регионе так и не появилось, то есть все эти годы он оставался единственным полноценным источником квалифицированной и достоверной информации на медицинские темы.
На момент создания журнала (2005 год) в Архангельской области, как и в России в целом, демографическая ситуация ухудшалась. Уровень медицинской грамотности населения был низким, плохое здоровье воспринималось как данность и неизбежность. Этому способствовала общая нестабильность в стране, перемены в социальной и общественной жизни, изменения в системе здравоохранения. Как следствие - большая часть населения северного региона была пассивна в отношении собственного здоровья. Посещаемость профилактических школ для населения была невысокой - люди не видели необходимости сохранять и укреплять здоровье. А так как специализированных СМИ не существовало - идеи здоровья транслировать было некому.
Именно в то время руководством страны декларируются приоритеты ЗОЖ, разрабатывается национальный проект «Здоровье». На волне интереса к теме здоровья создается журнал. Он берет на себя роль проводника в область медицины и профилактики. Широчайший спектр тем от азбучных истин о заболеваниях и факторов риска до методик профилактики задумывается в расчете на рядового читателя. Для него медицинская информация адаптируется, переводится с научного языка на общепонятный. Однако и читателей в лице медицинских работников издатели стремятся удержать, публикуя материалы, интересные специалистам, интервью с выдающимися коллегами. В течение всех пяти лет проекту удавалось удерживать интерес двух категорий читателей - врачей и населения.
- Механизм реализации проекта:
Инициатором проекта и учредителем журнала выступил Архангельский областной центр медицинской профилактики. Журнал не имел бюджетного финансирования, поэтому 40% объема издания отводилось под коммерческие материалы и 60% - под некоммерческие. Проект выпускался по принципу самоокупаемости.
Для населения издание распространялось бесплатно.
Работе над проектом предшествовало создание бизнес-плана, расчет тиража (5 тыс. экземпляров), выбор издателя и типографии. Издание распространялось как в областном центре, так и по Архангельской области - через систему лечебно-профилактических учреждений, мест отдыха населения, библиотеки.
Периодичность выходов - раз в два месяца (шесть номеров в год).
Технические характеристики издания:
формат - 210х300 мм;
количество цветов - 4х4 (полноцветный);
общее количество полос - 44.
- Эффективность проекта:
При разработке проекта рабочая группа провела предварительное изучение наполняемости рынка современными печатными средствами массовой информации, посвященными здоровью и формированию здорового образа жизни, и потребности в такой информации у населения Архангельской области.
В центральные библиотечные системы региона был отправлен запрос на предмет наличия периодической печатной продукции в области. По полученным данным был сделан вывод, что в Архангельской области нет современного, с хорошей полиграфией журнала, который бы достоверно, опираясь на лучшие местные медицинские кадры, ориентировал население на профилактику заболеваний и ведение здорового образа жизни.
Об эффективности проекта можно судить по количественным и качественным результатам.
Количественные:
- 31 номер подготовлен и издан;
- 155 тыс. экземпляров распространено среди населения Архангельской области (1 млн человек);
- 25 районов Архангельской области (100%) получают каждый новый номер журнала.
Качественные:
1. Неформальное интервьюирование населения.
2. Анкетирование (проводилось на семинарах и конференциях, организованных для медицинских и педагогических работников, заинтересованных в формировании ЗОЖ среди населения Архангельской области).
3. Оформление стендов.
4. Занятия в школах здоровья для пациентов, чтение лекций, проведение родительских собраний, классных часов.
5. Систематическая работа клуба журналистов «Ваша формула здоровья» и его высокая посещаемость представителями СМИ. По итогам каждого собрания выходят в печать более 15 материалов по теме клуба в разных СМИ города и области. Важная цель клуба журналистов - повышение уровня компетентности и медицинской грамотности журналистов, работающих в СМИ города и области. Всего за время его существования проведено 23 собрания, в которых участвовали более 120 человек.
Журнал «Ваша формула здоровья» бесплатно получают: администрация Архангельской области, областное собрание депутатов, администрации муниципальных образований, лечебно-профилактические учреждения Архангельска и области, ведущие компании, организации, предприятия региона, образовательные учреждения, а также кофейни Архангельска и Северодвинска.
- Стоимость реализации проекта:
Для расчета стоимости данного проекта был проведен предварительный финансовый анализ:
1. Выбраны технические характеристики журнала, на основании которых рассчитаны необходимые финансовые затраты.
2. Подготовлен список потенциальных рекламодателей:
- предприятия и физические лица государственного и коммерческого здравоохранения;
- предприятия и физические лица сферы сопутствующих товаров и услуг;
- фармацевтические компании;
- предприятия и физические лица, для которых важен имидж компании, уделяющей большое внимание здоровью и здоровому образу жизни;
- прочие государственные структуры.
3. Проведено маркетинговое исследование:
- границы региона распространения издания - Архангельск, Северодвинск, Новодвинск, районы Архангельской области;
- каждый номер издания читали 20-25 тыс. человек;
- каждый номер журнала попадает в руки в среднем 4-5 читателям;
- читательская аудитория: 50-55% работников госучреждений, 15% пенсионеров, 30-35% работников коммерческих структур и других категорий.
4. Разработан план продвижения журнала:
- наружная реклама;
- билборды, автобусы;
- здания, в котором расположена редакция.
- телевизионная реклама (создание и размещение видеоролика на городском телевидении, в специализированных передачах, промоакции, клуб журналистов «Ваша формула здоровья», презентации в кофейнях Архангельска и Северодвинска, использование символики журнала, участие в специализированных выставках и конференциях, юбилеи крупных лечебных учреждений, ежемесячные совещания главных врачей области,
крупные тематические конференции, создание и распространение рекламной продукции, приоритетные выкладки в различных учреждениях, библиотеках).
5. Спланированы затраты на изготовление журнала:
- заработная плата журналистам, дизайнеру, фотографам, корректору, редакторам;
- оплата печати в типографии;
- оплата распространителям журнала;
- оплата рекламы и презентаций журнала.
6. Произведен расчет поступающих средств:
- 40% от площади журнала - реклама;
- 60% от площади журнала - социальные проекты.
Журнал «Ваша формула здоровья» является социальным проектом, но реализуется без бюджетного финансирования. Этого удалось достичь благодаря согласованным действиям редакционной команды и современного продуманного менеджмента.
Повторюсь, здорово, что над проектом наравне трудятся врачи и журналисты. Доверие к информации у читателя - суперважно, когда речь идет о здоровье и о последствиях тех или иных вредных привычек.