Проект «Юные исследователи здоровья»

Обсуждение этого проекта | Все проекты

Всего голосов за проект:

9
Номинация проекта:
Лучший сельский проект
Контактное лицо:
Шуклина Мария Викторовна
Организатор проекта:

Учащиеся 6-7-х классов, учителя и родители МОУ СОШ № 45 (Инициативная группа)

Место реализации проекта:

Нижегородская область, р. п. Центральный

Время проведения:

02.09.2009 — 19.05.2010

Коллектив проекта:

Творческий коллектив учащихся 6-7-х классов, инициативная группа учителей и родителей

Цели и задачи проекта:

Цель:
- повысить результативность обучения по программе «Разговор о правильном питании» через использование исследовательской и проектной деятельности учащихся 6-7-х классов.

Образовательные задачи:
- приобретение знаний о балансе питательных веществ, необходимых человеку;
- изучение взаимосвязи питания и здоровья волос и ее производных.

Воспитательные задачи:
- формирование культуры питания и здоровья;
- организация правильного питания в семье;
- формирование интереса к собственному здоровью.

Краткое описание проекта:

Возрастная категория школьников - участников проекта - дети 12-13 лет. Новизна и оригинальность проекта заключаются в глубокой интеграции через проект в содержание школьных предметов; проект рассчитан на сотрудничество разновозрастных групп детей; в ходе проекта происходит формирование исследовательских навыков. Проект состоит из трех этапов: организация исследовательской деятельности; проведение исследовательской деятельности по программе «Разговор о правильном питании» и анализ результатов исследовательской деятельности.

Актуальность проекта:

Обоснование проекта
Программа «Разговор о правильном питании» реализуется в нашей школе шестой год. Участники программы в 2006, 2007 и 2008 годах стали победителями областного конкурса в номинации «Методические разработки», победителями регионального конкурса в 2006 году с проектом «Ягодная страна». В 2007 и 2008 годах в региональных конкурсах успешно показали себя проекты «Походная кухня» и «Вместе создаем формулу здоровья». С 2008 по 2010 год на базе нашей школы функционировала областная экспериментальная площадка по теме «Апробация рабочей тетради «Формула здоровья» по программе «Разговор о правильном питании» для учеников 5-6 классов».
Все эти годы приоритетными методами в работе школы по программе была исследовательская деятельность, связанная с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования, в том числе и в научной сфере. Такая практика деятельности диктуется глобальными изменениями как в информационной, коммуникационной, так и в профессиональной и других сферах современного общества; это требует корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования и воспитания, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств. В этом случае акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Коллектив детей 6-7 классов, родителей и учителей после завершения эксперимента, в котором участвовали пяти- и шестиклассники и их родители, встал перед выбором форм и способов ведения дальнейшей деятельности по программе «Разговор о правильном питании». Результаты вводного опроса коллектива показали его заинтересованность исследовательской работой, так стал реализовываться новый проект в области правильного питания - «Юный исследователь». В ходе работы предполагалось, что исследовательская деятельность будет побуждать к самостоятельному поиску новой информации, стремлению совершенствовать полученные знания, развивать свои навыки мыслительной деятельности, приобретать практические умения и навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, у детей будет формироваться сознательное отношение к укреплению своего здоровья.

Механизм реализации проекта:

Организация работы по проекту строится по следующим принципам:
- интегральность - объединение и взаимовлияние учебной и внеурочной исследовательской деятельности школьников, когда опыт и навыки, полученные на занятиях кружка «Юный исследователь» используются школьниками на уроках и в других мероприятиях, что повышает уровень знаний в области правильного питания, заинтересованность в соблюдении этих правил в жизни;
- погружение - обучение предполагает глубокое систематизированное знание основ рационального питания и широкую эрудицию в разных областях с использованием навыка исследовательского труда.

Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
- информационном - получение школьниками новых знаний;
- эмоциональном - через радость творчества, самостоятельное более глубокое восприятие своего организма, осознание внутренней возможности к положительным изменениям в вопросах здоровья;
- нравственно-психологическом - через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.

Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный): организация исследовательской деятельности.
В этот период педагогами проводится анализ программы «Разговор о правильном питании» для выбора «тем сближения» разделов программы и образовательных областей для учащихся 6-7-х классов, в которых можно использовать исследовательскую деятельность.
Проводятся родительские собрания, заседания родительского комитета по вопросам организации и дальнейшего проведения занятий в рамках проекта по программе «Разговор о правильном питании» (третья часть).
Школьный психолог и социальный педагог проводят социологические опросы, тренинги, позволяющие создать разновозрастные группы учащихся 6-7-х классов, а также волонтеров и тьюторов-старшеклассников с учетом их индивидуальных особенностей характера, темперамента, индивидуальной совместимости. Создание групп учащихся разного возраста позволяет решить одновременно ряд задач: компенсировать минусы малой наполняемости классов в нашей небольшой школе, потому что узкий круг общения сужает интеллектуальное пространство и уменьшает разброс мнений; снизить гиперопеку учащихся со стороны учителя, что способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной учебной работы; позволяет удовлетворить естественную потребность в разновозрастном общении и передачу практического опыта. Данное обучение помогает легче справиться с задачей формирования общеучебных и предметных умений исследовательской деятельности и проектирования. Старшеклассники, владеющие этими умениями, могут показать младшим ребятам наглядный пример. Обязанности в группах распределяются следующим образом:
- информационная группа (ведут поиск литературы, работают с интернет-ресурсами);
- статистики (проводят анкетирование и ведут его обработку);
- микробиологи (собирают материал и проводят микробиологические исследования);
- аналитики (анализируют данные, формулируют выводы);
- программисты (обрабатывают информацию с помощью разнообразных компьютерных программ);
- журналисты (информируют учащихся школы о проводимых исследованиях в школьной газете, на школьном радио).
Тема детской работы выбирается из любой содержательной области программы «Разговор о правильном питании» (третья часть) (межпредметной, внепредметной), проблемы - близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Необходимо учитывать и то, что учебный план 6-7-классников включает новые предметы естественно-научного цикла: биологию, физику, географию, экологию, в ходе изучения которых дети сталкиваются с глубокими межпредметными связями, позволяющими лучше понять окружающий мир и самих себя.
В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка среднего школьного возраста выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь проектная или исследовательская деятельность организовывается в групповых и индивидуальных формах. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.
Для подростков среднего школьного возраста становятся важными собственная привлекательность, телосложение, вес. Они внимательно следят за тем, нормально ли развиваются, как выглядят их кожа и волосы. На одном из психологических тренингов по проблемам, связанным со здоровьем, подростки выносят на обсуждение вопросы, связанные со сложностью и уникальностью организма человека. Изучая основы рационального питания в 5-м классе, дети знают, что большинство питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, синтезируются самим организмом, но некоторые соединения он должен постоянно получать с пищей. Методом «дискуссии» учащиеся 6-7-х классов делают предположение, которое становится в дальнейшем гипотезой исследования: «Мы состоим в основном из того, что мы едим. Поскольку волосы являют собой трансформированную пищу, которую мы поглощаем каждый день, то можно предположить, что правильное, полноценное и сбалансированное питание для состояния здоровья волос головы также важно, как и для всего организма в целом». Для подтверждения выдвинутой гипотезы методом «мозгового штурма» учащиеся 6-7-х классов выбирают для проектной деятельности тему программы: «Продукты разные нужны, блюда разные важны», связанную со сбалансированным питанием.
На следующей стадии подготовительного этапа педагогам необходимо помочь детям освоить навыки исследовательской деятельности (целеполагание, преобразование цели в деятельность, выбор методов и средств для реализации работы, описание хода работы, выбор критериев оценки результатов, оценка рисков работы).
На начальном этапе в 4-5-м классах все стадии проектной деятельности учащиеся проходили вместе с учителем, формируя представления «об алгоритме» или «матрице» проектной деятельности. Шести- и семиклассники умеют реализовать все этапы самостоятельно. На круглом столе методом «мозгового штурма» дети формулируют цель проекта: получить в ходе исследовательской деятельности знания об одном из элементов здоровья - сбалансированном питании. Коллектив взрослых и детей обсуждает преобразование цели в деятельность. Происходит планирование этапов освоения знаний (структурирование информации): обсуждение методов исследования (статистических, экспериментальных, инструментальных и др.) и обсуждение способов оформления конечных результатов (презентации, защита, творческие отчеты). На этапе «ресурсы» учащиеся осознают и осмысливают исходные знания, то, чем необходимо им будет воспользоваться для осуществления своих целей (приложение, таблица № 1).
Составляется тематическое планирование интегрированных разноуровневых уроков с элементами дополнения исследовательской деятельности по проекту (приложение).
Учителя планируют использование исследовательской деятельности по проекту в учебной деятельности, на уроках природоведения, биологии, экологии человека, химии, ОБЖ.
Предмет Класс Тема Исследовательская деятельность в рамках проекта
«Юный исследователь»
Природоведение 5 Взаимосвязь здоровья и образа жизни Обучение целеполаганию (психологический тренинг)
Биология 6 Особенности обмена веществ животных Сбалансированное питание и состояние волос головы (демонстрация результатов исследования)
7 Внешнее строение млекопитающих Моделирование: «Особенности строения кожи и остевого волоса млекопитающих»
8 Заболевания кожи и их предупреждение Нарушение пищевого рациона и его последствия (выступление информационной группы)
9, 10 Белки. Углеводы. Жиры. Минеральные соли Питание и состав волос (презентация исследовательской работы)
Экология 5 Нужны ли минеральные соли животным и человеку Минеральные соли пищи, влияющие на состояние волос головы (выступление информационной группы)
8 Рациональное питание и культура здоровья Экспресс-анкетирование и микроскопическое исследование волос головы (проектная деятельность)
9 Зарождение новых взаимоотношений в человечестве. Биоэтика. Презентация исследовательской работы
Химия 8 Простые вещества - металлы Железодефицит и состояние волос головы (демонстрация микроскопических исследований волос головы подростков)
9 Металлы и неметаллы в жизни человека Металлы и неметаллы, входящие в состав пищи (выступление информационной группы)
9,10 Белки. Аминокислоты пищи и их влияние на состав волос головы.
Изобразительное искусство 6 Портрет человека Рисунки портретов одноклассников с дружескими эссе, синквейнами
ОБЖ 5 Возрастные особенности развития и здоровый образ жизни Особенности подросткового образа жизни (выступление информационной группы)
6 Здоровье человека и факторы, на него влияющие
Презентация исследовательской работы
7 Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека
8 Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества
9, 10 Здоровый образ жизни и его составляющие
11 Правила личной гигиены и здоровье.


Второй этап - основной (или практический): проведение исследовательской деятельности по программе «Разговор о правильном питании». Он заключается в проведении интегрированных уроков, внеклассных мероприятий по учебно-тематическому плану (приложение).

Третий этап (рефлексивный): анализ результатов исследовательской деятельности по программе «Разговор о правильном питании».
Он включает:
- презентацию результатов проектирования или исследования на заседаниях научного общества учащихся или школьной конференции;
- подготовку к различным мероприятиям всероссийского, регионального и городского уровней (ярмарки идей, конкурсы и конференции);
- диагностику состояния здоровья детей, обучающихся по программе «Разговор о правильном питании»;
- анкетирование, тестирование семей и детей, волонтеров и тьютеров;
- пропаганду исследовательской деятельности в школьной газете и на школьном сайте;
- поощрение победителей (учеников и родителей) школьных конкурсов «Юный исследователь», «Здоровое питание - здоровое поколение» и др.;
- участие в районном и областном конкурсе по программе «Разговор о правильном питании».

Ресурсы
1. Программа: «Разговор о правильном питании», рабочая тетрадь «Формула здоровья» для детей и методическое пособие для учителей.
2. Учебный кабинет для проведения семинаров, конференций.
3. Компьютерный класс с установленным программным обеспечением: Microsoft Office, Microsoft Windows, наличие выхода в Интернет, видеоокуляр.
4. Дополнительная литература и интернет-ресурсы, необходимые для проведения занятий.
5. Человеческие ресурсы: помощь волонтеров и тьютеров - старшеклассников, родителей.
6. Анкеты, тесты, тренинги для детей и родителей.
7. Детские исследовательские работы и презентация по программе.
8. Информационный материал.
9. Фотографии детей.

Риски
1. Недостаток материальной базы.
2. Трудности в выборе методик исследования.
3. Удаленность от районных и областных центров.
5. Дефицит медицинского сопровождения.

Ожидаемые результаты
Благодаря выбранной «теме сближения» - «Продукты разные нужны, блюда разные важны» - внедрение программы «Разговор о правильном питании» в образовательные области для учащихся 6-7-х классов.
Освоение детьми навыков исследовательской деятельности (целеполагание, преобразование цели в деятельность, выбор методов и средств для реализации работы, описание хода работы, выбор критериев оценки результатов, оценка рисков работы).
Реализация проекта совместно с родителями в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Оценка результатов деятельности по итогам вводного, промежуточного и итогового анкетирования.
Презентация проектной деятельность в рамках конкурсов «Юный исследователь», фестивалей проектной деятельности, чтений Вернадского.

Эффективность проекта:

1. Использование проекта «Юные исследователи здоровья» повлияло на изменение организации питания детей в семье и в школе. Подростки среднего возраста и их родители стали уделять большее внимание сбалансированному питанию. Подростки, имеющие проблемы с весом, состоянием кожи, волос, стали «бороться» не со следствием, а с причиной проблем. Ежемесячные исследования волос головы подростков и рекомендации по сбалансированному питанию привели к изменению потребления сладкой пищи, богатой углеводами, у 78% исследуемых (итоговое анкетирование). Кроме того, изменилось отношение к потреблению продуктов, содержащих белки, необходимых для активного роста подростков, у 89% исследуемых. Рыбные котлеты, творожные запеканки, твердые сыры в школьной столовой стали восприниматься детьми не только как вкусные, но еще и необходимые для организма блюда.
2. Использование проекта вызвало реальные изменения в поведении детей в отношении собственного питания:
- стали соблюдать режим питания 89% учащихся (итоговое анкетирование), участвующих в проекте;
- по мнению родителей, подростки стали самостоятельно контролировать соблюдение правил гигиены;
- при выборе продуктов в местах общественного питания подростки стали отдавать преимущество наиболее полезным для здоровья продуктам.
3. Использование исследовательской деятельности в рамках проекта позволило повысить осведомленность детей о правилах рационального питания. Подростки стали использовать эти знания в учебной деятельности, на уроках биологии, физики, экологии и ОБЖ. Объединение и взаимовлияние учебной и внеурочной исследовательской деятельности школьников повысило уровень знаний в области правильного питания, заинтересованность в соблюдении этих правил в жизни (итоговое эссе детей и родителей).
4. Проектная деятельность была успешно презентована и в рамках районного и областного конкурса исследовательских работ «Юный исследователь» в секции «Здоровье человека». Исследовательская работа учащихся 6-7-го классов «Рациональное питание и состояние волос головы подростков среднего школьного возраста» стала участницей второго тура Всероссийских чтений имени В.И. Вернадского в Москве в 2010 году.
5. Родители стали не только активными участниками, но и соавторами проекта. Используя навыки, приобретенные в работе над предыдущими проектами в начальной школе и в 5-м классе, родители предложили новые формы и способы проведения занятий для подростков среднего школьного возраста: классный час для исследователей «Продукты разные нужны, блюда разные важны», «Экскурсия в парикмахерскую», круглый стол «Рационально питаясь, правильно развиваюсь!».

Стоимость реализации проекта:

Проект беззатратный и основан на добровольной помощи родителей детей, участвующих в проекте.

Фотографии процесса реализации проекта

детский врач подводит итоги занятия по проекту (43.29 Кб)

работа в творческих группах взрослых и детей (16.00 Кб)

группа микробиологов-учащиеся 6 класса (11.85 Кб)

волонтёры- старшеклассники проводят классный час по рациональному питанию (25.30 Кб)

психологический тренинг творческих подростков (13.58 Кб)
Отзывы о проекте
отзыв о проектах по питанию НИРО (27.00 Кб)
Дополнительные материалы
интегрированный урок по проекту (79.00 Кб)
грамота с чтений Вернадского (320.00 Кб)
анкеты и их обработка (96.50 Кб)
классный час по проекту (3923.50 Кб)
презентация мастер-класса по проекту (17176.33 Кб)

Комментарии экспертов

Серякова Надежда, Президент Фонда "Новые перспективы" 25.08.2010

Когда человек в 12-13 лет занимается исследовательской работой по здоровью, его точно не будет в списках социально неблагополучных и употребляющих различные вредности в будущем.