Занятия проводятся по методике В.А. Гутермана. По предлагаемой методике разрешается начать обучение плаванию в домашних условиях (под контролем методиста по плаванию). Длительность комплекса занятий в домашних условиях зависит от возрастных особенностей развития ребёнка. Оптимальным возрастом для начала плавания по данной методике считается возраст с 1-го до 3-го месяца жизни.
Плавание детей первого года жизни не является истинно плаванием, в основе его лежат, безусловно, двигательные реакции. Двигательная активность детей грудного возраста носит рефлекторный характер.
В 4-5 мес. ребёнку ванна становится мала, и он переводится в большой бассейн. Малыш в бассейне занимается вместе с мамой. В большой Воде отрабатывается работа руками и ногами «кролем» и «брасом». Ныряние с бортика и самостоятельное плавание.
Если лет 20 назад спорили, стоит ли учить младенцев плавать, то сегодня всем уже ясно: это очень полезно для детского здоровья. Плавание способствует ускорению развития малышей, причем не только физического, но и психомоторного, снижает тонус мышц, характерный для младенцев первых месяцев жизни. Пребывание в водной среде помогает крохе быстрее учиться новым движениям, которые на суше ему еще не доступны. Кроме того, вода нежно массирует кожу ребенка, улучшая кровообращение и укрепляя нервную систему. У малышей первого года жизни любые занятия физическими упражнениями, а особенно такие интенсивные, как плавание, дают мощный толчок к развитию мозга. Ведь любые упражнения, сопряженные с усилиями, неизбежно увеличивают объем легких, а это, в свою очередь, способствует лучшему снабжению кислородом органов и тканей, и в первую очередь мозга.
При анализе эффективности данного проекта получены следующие результаты:
Хронические заболевания у детёй «плавающей» группы до начала занятий плаванием диагностировались с несколько большей частотой, чем у младенцев «неплавающей» группы (табл. 1).
По достижении детьми возраста 1 года вновь было сопоставлено количество хронических заболеваний у детей «плавающей» и «неплавающей» групп (рис. 1). Как видно на рисунке, в «неплавающей» группе процент хронических заболеваний у детей существенно не изменился, в то время как в «плавающей» группе все показатели улучшились в два раза и более, а хронические расстройства питания вообще не выявлялись.
Анализ заболеваемости острыми респираторными инфекциями позволил установить, что на первом году жизни переболели ОРВИ 50% «плавающих» детей и 60% «неплавающих», и среднее количество дней на одно заболевание в «плавающей» группе было - 6, а в «неплавающей» - 9. Кроме того, в «плавающей» группе, в сравнении с «неплавающей», в три раза реже встречалось осложненное течение ОРВИ.
Показатели физического развития детей основной «плавающей» и «неплавающей» групп представлены на рис 2. Как видно на рисунках, в «плавающей» группе к 12 месяцам статистически достоверно возросло количество детей, имеющих гармоничное физическое развитие, в то время как в «неплавающей», группе (рис. 2) число таких детей уменьшилось.
При оценке показателей психомоторного развития установлено, что хотя формирование психомоторных навыков у наблюдаемых в обеих группах соответствовало нормальным срокам, дети, занимавшиеся плаванием, начинали ползать в среднем на 1 неделю раньше, чем дети «неплавающей» группы, сидеть - на 3 недели раньше, ходить - на 5 недель раньше. Дети «плавающей» группы опережали «неплавающих» сверстников по срокам появления активной речи: лепета — на 5 недель, подражания слышимым слогам - на 2 недели, умения произносить слова - на 3 недели.
Таким образом, можно сделать вывод о благоприятном влиянии раннего плавания на растущий организм. Плавание способствует гармоничному физическому и психомоторному развитию младенцев, повышает устойчивость к стрессу, активирует защитные силы организма, снижает заболеваемость (респираторными инфекциями «плавающие» дети болеют легче и поправляются быстрее). У детей, занимающихся плаванием, в возрасте 12 месяцев реже встречаются рахит, анемия, хронические расстройства питания. Плавание с «нырянием» активирует трофические процессы в коре головного мозга, улучшает микроциркуляцию, оказывает лечебный эффект при перинатальных поражениях центральной нервной системы, позволяя снять этот диагноз к 12 месяцам у значительного количества пациентов. Резистентность к неблагоприятным воздействиям внешней среды, в том числе и к инфекционным агентам; на фоне занятий плаванием возрастает.
Все таблицы и рисунки, на которые есть ссылки в тексте, можно увидеть в приложениях Этап 6.