Проект «Здоровый педагог - успешный педагог»

Обсуждение этого проекта | Все проекты

Всего голосов за проект:

16
Номинация проекта:
Лучший корпоративный проект
Контактное лицо:
Чушникова Олеся Владимировна
Организатор проекта:

МДОУ д/с № 16 «Малыш» (Физическое лицо)

Место реализации проекта:

Кировская область, г. Омутнинск

Время проведения:

01.01.2008 — 01.06.2009

Коллектив проекта:

Полушкина Анжелика Алексеевна - заведующая МДОУ д/с № 16 «Малыш»
Чушникова Олеся Владимировна - старший воспитатель МДОУ д/с № 16 «Малыш»
Тэн Ольга Алексеевна - воспитатель МДОУ д/с № 16 «Малыш»

Цели и задачи проекта:

Цель:
- создание условий для организации работы по сохранению и укреплению физического и психологического здоровья педагогического коллектива.

Задачи:
- мотивировать педагогов на качественную работу в направлении здоровьеформирования;
- повышать валеологическую компетентность педагогов;
- разработать и спланировать систему мероприятий по приобщению педагогов к физической культуре, формированию ЗОЖ;
- способствовать повышению психологического комфорта педагогов.

Краткое описание проекта:

В условиях модернизации дошкольного образования остро встает проблема устаревания и заболеваемости педагогических кадров. Данная проблема актуальна и для нашего учреждения. 52% педагогов - женщины старше 40 лет, имеют стаж педагогической деятельности более 20 лет. Большое количество пропусков по болезни, «эмоциональное выгорание» педагогов отражаются на качестве образования, эффективности управленческих решений, психологическом благополучии детей.
Данный проект направлен на переориентацию управления персоналом с административной модели на человекоцентрическую. Поэтому он важен для администрации образовательных учреждений и педагогов.
В результате реализации данного проекта выстроится интегральная модель здоровьесберегающей деятельности педагогов ДОУ.
Представленные в проекте три этапа представляют собой систему, в которой следующий этап строится на основе результатов предыдущего. Особо важное значение отводится мотивированию педагогов на осознанное отношения к своему здоровью, на создание здоровьесберегающих условий труда. Ценность проекта заключается в комплексности решения задач образовательного процесса и стратегических управленческих задач, направленных на развитие кадрового потенциала педагогического коллектива учреждения.
Работа в рамках проекта предусматривает материальные затраты для организации оздоровительных мероприятий. Общая стоимость затрат составляет 32 750 рублей. Данный объем средств является оптимальным и обеспечит эффективность всего проекта.

Актуальность проекта:

Здоровье - одна из главных жизненных ценностей. Без здоровья все другие ценности не в радость. Здоровье в человеке заложено природой. И задача каждого из нас - сохранить здоровье на протяжении всей нашей жизни.
Существование современного педагога протекает на фоне жизни его страны и страдает он от тех же проблем, что и остальные граждане. Но есть в его деятельности своя специфика. Во-первых, педагогическая профессия - энерогозатратная, здоровьеразрушающая; во-вторых, мы наблюдаем кризис педагогической профессии, воспитатели, как и учителя, «постарели», так как молодежь все реже идет в педагогику. Причина этого кроется в «эмоциональном выгорании»; недостаточная заработная плата не позволяет полноценно восстанавливать здоровье, перегрузки в педагогической деятельности требуют длительного времени для восстановления сил, не хватает времени для своего здоровья.
Кадровый ресурс - это ключевой фактор обеспечения успешной деятельности любой организации. Главные принципы современного менеджмента гласят: «Человеческий ресурс - богатство организации», «Кадры решают все», «Успех организации предопределен ее сотрудниками». Поэтому для руководителя любой организации задачей первостепенной важности является формирование кадрового потенциала, охрана и укрепление физического и психологического здоровья педагогов, стимулирование и планирование роста профессиональной (деловой) карьеры сотрудников. Качественный уровень развития профессионализма педагогов напрямую зависит от состояния их здоровья и является его показателем.
Анализ состояния здоровья педагогов не менее важен в организации здоровьесберегающей деятельности ДОУ, чем анализ состояния здоровья детей. К факторам, провоцирующим ухудшение здоровья педагогов, можно отнести возраст, недостаточный уровень валеологической компетентности, большую педагогическую нагрузку и т.д.
В нашем учреждении сложилась своя определенная система здоровьесбережения и здоровьеформирования воспитанников, в основе которой лежит целевая программа по оздоровлению детей. На данный момент в этом направлении мы достигли определенных положительных результатов. Но чтобы сформировать устойчивые мотивации здорового образа жизни у детей, необходимы определенный профессиональный уровень педагогов и их личная заинтересованность и уверенность в правильном выборе пути.
52% педагогов нашего учреждения имеют педагогический стаж более 20 лет - это женщины в возрасте после 40 лет. Физиологически это критический период для здоровья, когда начинается старение организма, обостряются хронические болезни, которыми страдают большинство педагогов. Психологически 20-летний педагогический стаж может привести к «эмоциональному выгоранию», эмоциональной усталости, которые приводят к негативным последствиям в эмоциональной сфере педагога.
Неудобный режим работы воспитателей в Омутнинском районе (10 часов) отрицательно отражается на здоровье педагогов, приводит к усталости, переутомлению и в последующем - к различным заболеваниям. Неудовлетворение маленькой заработной платой (средняя заработная плата составляет 5 тыс. рублей) отражается на морально-психологическом климате коллектива. Отсюда - большое количество больничных листов по состоянию здоровья. Перед руководителем возникает проблема замены воспитателя, что в свою очередь влияет на психологическое благополучие детей в группе. Такая ситуация не устраивает всех участников педагогического процесса: администрацию ДОУ, педагогический коллектив, детей, родителей, так как только здоровый педагог может воспитать здорового ребенка, дать ему качественное образование. Только здоровый педагог имеет огромный профессиональный потенциал, способен к карьерному росту, саморазвитию, работоспособен, активен и уверен в себе, то есть способен быть успешным и счастливым. Для этого был разработан проект «Здоровый педагог - успешный педагог».
Ценность проекта заключается в комплексности решения задач образовательного процесса и стратегических управленческих задач, направленных на развитие кадрового потенциала педагогического коллектива учреждения. Особое значение отводится мотивированию педагогов на осознанное отношение к своему здоровью, на создание здоровьесберегающих условий труда.

Механизм реализации проекта:

Работа по реализации проекта проводится в три этапа, которые представляют собой систему, где следующий этап строится на основе результатов предыдущего.

Первый этап - подготовительно-диагностический (январь - март 2008 года). Его цель - выявить уровень состояния физического и психологического здоровья педагогов и степень их здоровьесберегающей компетентности. Для этого мы использовали тесты, анкеты, диагностические методики, направленные на определение общей картины состояния здоровья педагогов ДОУ (приложение № 2).

Второй этап - основной (организационный) (апрель 2008 года - март 2009 года). Его цель - создать условия для укрепления физического и психологического здоровья педагогов, сохранить их трудовой потенциал, профессиональное долголетие посредством системы здоровьесберегающих мероприятий. Данная система включает: организацию клуба «Школа мудрости» (приложение № 3), студии «Уроки здоровья», лектория «Здоровье и здоровый образ жизни», круглого стола «Здоровье - главная ценность в жизни человека», диспута «Легко ли быть здоровым?» и т.д. Для улучшения физического состояния педагогов в детском саду введены: уфо-услуги, фитотерапия, организовано рациональное сбалансированное питание, массаж, витаминизация, натуропатия, ионизация воздуха рабочего места, ритмическая гимнастика (приложение № 4), походы, спортивные мероприятия и др.
Психотерапевтические методики (музыкотерапия, ароматерапия, смехотерапия), психологические тренинги (привлечение внешних ресурсов в рамках ассоциации) помогают улучшить психологическое состояние педагогов, повысить их стрессоустойчивость. В рамках организации охраны труда педагоги проходят периодические медицинские осмотры, при организации рабочего места соблюдается принцип безопасности, обязательное соблюдение санитарно-гигиенических условий и т.д.

Третий этап - аналитико-результативный (апрель - июнь 2009 года). Его цель - выявление направленности динамики состояния физического и психологического здоровья педагогов через сравнительный мониторинг. На данном этапе подводится итог проделанной работы путем проведения мониторинга состояния здоровья педагогов, используя различные диагностические методики. Модель управления здоровьесберегающей деятельностью нашего образовательного учреждения трехуровневая, состоящая из трех блоков (воспитательно-образовательный, административно-хозяйственный и здоровьесберегающий). Механизм управления заключается в достижении цели проекта через все управленческие функции. Например, создание условий для реализации проекта предполагает необходимость внесения изменений в локальные и другие нормативные документы (коллективный договор, положение о надбавках и доплатах стимулирующего характера, трудовой договор, должностные инструкции и т.д.). Кроме того, для сохранения зрения педагогов приобретены настольные лампы, проведен эстетический (косметический) ремонт кабинетов общего пользования - изостудии, физкультурного зала, методкабинета.
Управленческая функция «организация» предполагает организацию клуба «Школа мудрости», спортивного кружка «Гимнастика для дам», студии «Уроки здоровья», а также привлечение внешних кадровых ресурсов: педагога-психолога для организации работы по профилактике «эмоционального выгорания» педагогов, массажиста. Одна из основных функций управления - мотивирование педагогов. Для этого в нашем учреждении используются материальное и моральное стимулирование персонала - экран состояния здоровья, денежные поощрения из фонда надбавок и доплат стимулирующего характера, публичные поощрения, привлечение к выступлению на круглом столе по теме и т.д.

Эффективность проекта:

1. Уровень мотивации педагогов к своему здоровьесбережению
•«Диагностика резервов здоровья» Г.А. Воронина:
- анкета самооценки личного здоровья педагога;
- анкета знаний, умений учителя по вопросам здоровья.
• Тест «Мое здоровье в моих руках» (авторская методика педагога-психолога ДОУ).

2. Уровень заболеваемости педагогов
• Общая диагностика физического состояния здоровья педагогов через анализ заболеваемости
3. Уровень социальной, профессиональной активности педагогов:
- тест «Ваш творческий потенциал» Щебетинко А.И.;
- рейтинг участия педагогов в конкурсах на уровне учреждения, района, области.
4. Уровень психологического здоровья педагогов
Тесты:
• «Эмоциональное выгорание» Бойко В.В.
• «Определение уровня эмпатии» Исупова И.Н.
• «Выявление стрессоустйчивости». Воронина Г.А.
• «Оценка эмоционального благополучия» Воронина Г.А.
Диагностики:
• межличностных конфликтов педагогов
• внутриличностных конфликтов
• реальных психологических возможностей педагогов
Анкеты:
• «Исследование самочувствия педагога в ДОУ» Воронина Г.А.

5. Уровень физического здоровья педагогов
Тесты:
• «В хорошей ли вы физической форме» Воронина Г.А.
• «Светофор» Воронина Г.А.
• «Состояние иммунной системы» Воронина Г.А.

Проведенный комплексный мониторинг в нашем учреждении показал следующие результаты проекта:

до проекта 2007-2008
нач.рез-ты 2008-2009
кон.рез-ты
I. Физическое здоровье:
- количество б/л по болезни
- количество б/л по уходу за ребенком
- травматизм
- кол-во педагогов в д/о
12
13
1
1
12
14
2
1
9
11
0
2
II. Социальное здоровье (карьера педагогов):
- участие ДОУ в конкурсах разного уровня (за год)
- повышение квалификации
- кол-во педагогов, прошедших курсовую подготовку
15
4 (1 повысил категорию)
3
20

5 (3 повысили категорию)
4
III. Психологическое здоровье:
- текучесть кадров:
- уровень психологического самочувствия
*ярко выражена эмоциональное выгорание
*не выражена эмоциональное выгорание
1 педагог
2 педагога
37%
23%
0
33%
26%
Из таблицы видно, что количество больничных листов по болезни на конец реализации проекта снизилось на 25%. Это говорит о том, что физическое здоровье педагогов улучшилось. Еще один положительный момент мы увидели в том, что и количество больничных листов по уходу за больным ребенком тоже уменьшилось на 21%. Это показатель того, что здоровьесберегающее поведение педагоги осмыслили и приняли как норму. Это, на наш взгляд, главный положительный результат проекта. Кроме того, о безопасном поведении педагогов говорит и снижение травматизма с двух случаев в 2008 году до 0 в 2009. В процессе реализации проекта мы еще раз убедились в том, что положительного эффекта можно добиться, если только комплексно воздействовать на все три сферы здоровья: физическое, психологическое и социальное. Это неразрывная триада, которую разъединить невозможно. По уровню социального здоровья можно судить об успешности и активности педагогов и учреждения в целом. Так в нашем детском саду повысился качественный уровень участия в конкурсах различного уровня, произошел рост квалификации педагогов в сторону повышения и т.д., одним словом, идет рост педагогического мастерства коллектива. Повышение количества декретных отпусков и повышение процента психологического комфорта в коллективе - это показатель стабильности и перспективности деятельности учреждения.
Кроме того, положительная динамика состояния здоровья педагогов положительно отразилась на здоровье детей: заболеваемость понизилась с 10,5 до 7,6, а посещаемость, напротив, повысилась на 2,3% (с 70% до 72,3%). Это мы связываем с тем, что педагоги стали более психологически спокойны, уравновешенны, тем самым улучшился психологический климат в детском коллективе. Все это в комплексе с осознанным отношением к собственному здоровью сказалось на соматике детей.
Таким образом, только планомерная и системная работа по здоровьесбережению педагогов помогла повысить творческий потенциал деятельности учреждения и положительно отразилась на снижении заболеваемости детей, тем самым повысив качество образовательных услуг в ДОУ.
Как гласит народная мудрость, «потерять здоровье можно за мгновение, а для восстановления потребуются годы». Положительные результаты проекта есть, но все же за такой короткий промежуток времени невозможно добиться колоссальных результатов в оздоровлении педагогов. Поэтому нашим коллективом принято решение продолжить работу по здоровьеформированию педагогов, расширив диапазон воздействия. Работа будет строиться в трех направлениях:
- продолжать улучшение физического состояния организма посредством дополнительных услуг для педагогов («Гимнастика для дам»);
- расширить спектр психологических мероприятий по профилактике «эмоционального выгорания» (акцент на педагогов со стажем более 10 лет);
- обеспечить легкую адаптацию новых работников в организации для максимально быстрого достижения ими требуемых рабочих показателей и вхождения в педпроцесс.

Стоимость реализации проекта:

Общая сумма затрат - 32 750 рублей.
Из них:
- ингалятор - 7 тыс. рублей;
- кушетка для массажа - 7 тыс. рублей;
- набор аромамасел для ароматерапии - 2 250 рублей;
- тонометр - 2,5 тыс.рублей;
- напольные весы - 2,5 тыс. рублей;
- набор для арт-терапии - 1,5 тыс. рублей;
- методическая литература - 3 тыс. рублей;
- типографские, фото- и видеоуслуги - 4 тыс. рублей;
- канцтовары - 3 тыс. рублей.

Отзывы о проекте
отзыв РУО (25.00 Кб)

Комментарии экспертов

Явдолюк Надежда, Исполнительный директор премии Серебряный лучник 26.08.2010

Наконец-то! Педагоги - самый забытый по охране здоровья круг профессионалов. Известно, что они проявляют колоссальное мужество терпения и переносят недомогание на ногах. Попытка ввести моду на здоровый образ жизни замечательна. Это профессиональное сообщество особенно нуждается в медицинской поддержке. Как пилоты и космонавты.

Явдолюк Надежда, Исполнительный директор премии Серебряный лучник 26.08.2010

Наконец-то! Педагоги - самый забытый по охране здоровья круг профессионалов. Известно, что они проявляют колоссальное мужество и терпеливо переносят недомогание на ногах. Попытка ввести моду на здоровый образ жизни замечательна. Это профессиональное сообщество особенно нуждается в медицинской поддержке. Как пилоты и космонавты.

Тамара Олеринская, Руководитель департамента газетных проектов АИФ 30.08.2010

Спасибо авторам проекта за то, что они вытащили на свет большую проблему - здоровье (и физическое и моральное) наших педагогов. Надеюсь, что появление и реализация данного проекта поможет многим посмотреть на здоровье наших педагогов (всех ступеней) более внимательно. Возможно необходимо разработать государственную программу.